Тема урока: День
защитника Отечества
Задачи: познакомить с
духовно-нравственными понятиями: герой, защитник, слава, православие;
познакомить с понятием «русский богатырь»,
воспитывать в детях
отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в
защите,
содействовать
воспитанию любви к Родине-России, поддерживать в детях желание быть похожими на
русских богатырей.
Оборудование: презентация, наглядное пособие «Иллюстрации»,
учебник, тетради, карандаши.
Ход
урока.
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков «День Ангела».
Изготовление коллажа.
3. Сообщение темы урока.
4. Работа по теме.
Праздник посвящен героям и святым людям. О святых людях мы
говорили на прошлом уроке.
- А кто такие защитники Отечества, праздник которых мы будем отмечать?
- Что они защищали?
- Что такое Отечество?
- Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Ответы)
- Что такое жертвенная
любовь?
Правильно, многие из святых людей жертвовали собой
(отдавали свою жизнь) во имя любви к Богу, во имя защиты Родины. Кто научил людей быть такими смелыми, стойкими
защитниками?
Рассказ учителем истории Авраама и Исаака.
- Я расскажу вам историю одного
святого человека, который проявил такую любовь к Богу. Его звали Авраам. Вы помните историю
о том, как после Потопа остался жить один человек с семейством. Как его звали?
Правильно, Ной. Он почитал правила, данные Богом. Но время шло. И опять люди стали забывать Бога, стали поклоняться солнцу, луне, изображениям из камней и деревьев — идолам. И мало осталось верных Богу людей. Одним из таких верных людей был Авраам. У него был
маленький сын Исаак. Бог захотел проверить, любит
ли Авраам Его. И тогда Он приказал Аврааму принести в жертву своего сына. Не ослушался Авраам. Он верил, что Бог не может причинить зла человеку.
И если Бог потребовал, надо слушаться. Бог увидел,
что Авраам любит Его и готов пожертвовать сыном. Он удержал руку Авраама и
сказал: «Я вижу, как ты любишь Бога».
И все люди должны учиться любить
Бога. Такой пример был дан людям в древности. И люди старались быть верными
Богу. Мы с вами знаем, что Бог дал
людям землю для возделывания. Ее надо беречь. Защищать. Русская земля всегда славилась такими защитниками.
Учитель показывает илл. № 64 (слайд 2)—
В.М. Васнецов. «Три богатыря» на фоне звучания музыки А.П. Бородина Вторая симфония
«Богатырская» (фрагмент).
5.
Физминутка
6.
Работа
по теме (продолжение)
Расскажу вам о русском князе Александре. Вы знаете, что имя человека имеет значение. Имя Александр
— греческое и означает «защитник людей» (слайд
3)
Александр Невский был мудрым русским князем, полководцем, который защищал нашу Родину и православную веру от
врагов. Родился Александр Невский 30 мая
1220 года в Новгороде. Он рос добрым мальчиком,
послушным. Но он был князем. Обязанностью русских князей была защита
своего Отечества. Александр Невский принял от своего отца эту обязанность — защищать и охранять русскую землю от врагов. Был он разумным, справедливым князем. Время,
в которое он жил, было немирным. Некоторые
князья ссорились между собой, воевали друг против друга. Нападали на Русь монголо-татарские войска. Князья же вместо того чтобы дружно отбить врага, со злорадством наблюдали за мучениями соседей.
С западной стороны появились новые
враги — немецкий Ливонский орден. Они заставили Русь платить им деньги (дань). А с севера на Русь наступали
шведские завоеватели. Им нужны были
не только богатства Руси. Они хотели заставить наших предков забыть о том,
что они верят в Бога и правильно славят Иисуса Христа.
Мы уже знаем, что значит слово «славословить». Кто напомнит? (Ответы)
Правильно, воздавать славу Богу, почитать Его — это
обязанность человека. Для этого есть специальные торжественные слова, которые
называются молитвами. Это название мы уже знаем. Слова сложены в
специальные песнопения. Наши предки на Руси хранили и никогда не изменяли эти песнопения. Такое
правильное прославление Бога называлось православием. Но многие люди отступили
от этих правил, придумали новые, свои.
(слайд 4) Шведы решили не
только захватить богатые земли Руси, но и заставить русских стать предателями:
переменить свою правильную
(православную) веру на искаженную. Молодой князь Александр встал на защиту Руси и веры православной. Шведский король
прислал Александру злое письмо: «Знай, что
я пленю твою землю. Если можешь, сопротивляйся». Ни минуты не сомневался молодой князь. Защита Родины, веры — это наша святая обязанность, считал он.
Перед началом битвы князь пришел в храм и обратился к Богу за помощью в
словах молитвы. И сказал своим воинам о необходимости быть смелыми,
так как Бог
всегда поддерживает справедливое дело защиты Родины. «Если Бог за нас, то кто против нас?» Никакие враги не смогут одолеть. И даже
если врагов будет много, больше, чем
защитников, Бог поможет. «Не в силе Бог, а в правде». И в тяжелой битве небольшая дружина князя победила шведов: под покровом ночи они позорно бежали с поля боя.
После этой победы стали называть князя Александром
Невским. (слайд 5)
И еще раз встал великий князь
Александр Невский на
защиту Русской земли. И перед началом битвы опять
просил князь помощи у Бога. В тяжелой битве на льду замерзшего Чудского озера сразились дружины русичей с захватчиками. И победили. Мудрый правитель, великий полководец стал надежным защитником Руси и Православной Церкви. (Слайд 6 + С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»).
- Чему мы должны учиться у князя
Александра Невского?
- Почему Александр Невский сказал: «Если Бог за нас, то кто против нас»,
«Не в силе Бог, а в правде»?
- Кому и когда помогает Бог?
Записываем в тетрадь слова: Православие, Отечество, защитник, герой. (слайд 7)
7.
Рефлексия.
- Как вы думаете, время богатырей уже
прошло? Могут ли в современной жизни встретиться богатыри?
Изготовление эскиза поздравительной
открытки.
8. Домашнее
задание.
Изготовление открытки-поздравления для защитников по своему эскизу.