Безопасные осенние дороги.
Причины дорожно-транспортного травматизма в подростковом возрасте.
В детском и подростковом возрасте в качестве причин детского травматизма на дорогах выступают психологические и возрастные особенности.
Для того чтобы знания правил поведения на дороге определяли поведение ребенка на дороге, они должны стать его убеждениями, т.е. эмоционально окрашенными суждениями, мотивирующими соответствующие практические действия.
Отрицательно влияют на мотивацию детей младшего школьного возраста к соблюдению правил дорожного движения, и приводят к детскому травматизму такие возрастные и психологические особенности, как:
- преобладание непроизвольности психических процессов над
произвольностью, т.е., поскольку у младшего школьника «хочу» преобладает над «надо», то он быстро теряет интерес, и у него рассеивается внимание в ситуации однообразной, монотонной деятельности, требующей волевых усилий;
- импульсивность, т.к. из-за особенностей развития нервной системы на данном этапе: процесс возбуждения преобладает над торможением, то поведение младшего школьника в большей степени определяется эмоциями, которые испытывает ребенок, чем сознанием;
- слабо развитый самоконтроль действий;
- неумение прогнозировать ситуацию;
- фрагментарность восприятия определяется тем, что у младшего школьника
небольшой объем внимания и ведет к тому, что он не в силах правильно оценить быстро меняющуюся ситуацию, состоящую из многих объектов;
- неумение реально оценить ситуацию из-за того, что ученик начальных классов еще не может выделять главное и второстепенное, т.е. из-за того, что младшего школьника привлекают яркие, необычные детали, события, он
может сосредоточиться на них, упустить мало эмоциональные, но важные по значению моменты;
- до 13 лет у ребенка не развито чувство опасности;
- негативизм, как проявление чувства взрослости через отказ от привычных моделей поведения;
- переоценка своих возможностей, т.к. в этом возрасте только формируется самооценка;
- неумение брать на себя ответственность за свои действия;
- склонность к риску, как способ самопознания;
- привлечение внимания референтной (значимой) группы к своей личности неоправданным риском, нарочитым игнорированием правил дорожного движения;
Перечисленные выше особенности детей и подростков определяют
психологические основы их безопасного поведения на дорогах.
|